Удивительный мир слов

26.07.2013

«Удивительный мир слов»

Подбор максимального количества слов к названию действия

Краснеет (кто, что?) — помидор, яблоко, клубника, лист, человек, небо.

Растет (кто, что?) — растение, человек, животное, чувство.

Висит (кто, что?) — плод, спортсмен, обезьяна, флаг, новогодний шар.

Шелестит (кто, что?) — ветка, трава, лист, человек, бумага, ткань.

Дергают (что?) — морковь, редис, свеклу, репу

Срезают (что?) — огурцы, грибы, виноград.

Срывают (что?) — помидоры, укроп, клубнику, малину, смородину, яблоки, сливы.

Выкапывают (что?) — картофель.

Варят (что?) — картофель, кабачки, морковь, яблоки, абрикосы, клубнику.

Жарят (что?) — картофель, морковь, кабачки, перец, лук, свеклу.

Солят (что?) — огурцы, помидоры, кабачки, грибы, арбузы, перец.

Краснеет (как?) — густо, ярко.

Растет (как?) — быстро, скоро, медленно, давно, долго.

Висит (как?) — низко, высоко, долго, красиво, криво.

Пахнет (как?) — ароматно, вкусно, сладко, остро, нежно.

Обследование взрослым предмета с называнием его качеств

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки.

Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями

Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование. Предметы (или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.

Содержание. Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?»

Игры, формирующие представления о существенных признаках предмета.

Игра «Дополни ряд предметов»

Цель. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь).

Оборудование. 2—3 предмета (картинки) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить ряд предметов (их изображений): «Какой посуды не хватает на столе (на картинке)?» Дети называют существительные конкретного значения: «Не хватает тарелки, ложки, чайника и т. д.» ...  читать далее...


Количество показов: 2314
Автор:  Дорохина М.В., Учитель - логопед первой кв. категории МБДОУ №116
Рейтинг:  3.1

Возврат к списку